Шляпа считалась самым таинственным аксессуаром, и во все времена с
нею были связаны легенды и поверья. Сначала ее приобщили к делу маги и
фокусники. Затем широкополая шляпа с заостренным куполом стала
атрибутом ведьм, которых сжигали на кострах вместе с ни в чем не
повинными головными уборами. Такие же конусообразные шляпы носили
звездочеты: считалось, что шляпа - это средство "подключения к космосу"
Ну а в книге о кумире современных детишек Гарри Поттере вы
встретитесь с говорящей шляпой, которая распределяет маленьких
волшебников по факультетам и с точностью определяет их черты характера.
Недаром когда-то считалось, что шляпа способна не только преобразить
внешность своей хозяйки, но и поменять образ ее мыслей, самоощущение. И
наконец, в дополнение к "мистическим" свойствам этого головного убора
стоит вспомнить, как шляпа на голове пресловутого буфетчика из "Мастера
и Маргариты", торгующего осетриной второй свежести, превратилась в
царапающегося котенка. А "Красная шапочка"
или,допустим,"Шапка-невидимка"?(,как интересно устроены сказки..)В
обоих случаях,-это предмет гардероба, плюс,кроме эстетического,во
втором случае,-есть и целевое,магическое назначение этого предмета…"Эх
ты, шляпа!" - говорили неудачникам на Руси, а "прошляпил" -
значит,упустил что-то важное. В Англии, настаивая на чем-то, обещали
"съесть свою шляпу…
История шляп - в высшей степени увлекательна и даже порою, поучительна…
"Древние греки почти всегда изображаются с непокрытыми головами. Это
объясняется не только мягким климатом, но и эстетическими особенностями
эпохи. Античная культура стремится к открытости, в том числе и в
одежде. Головной убор используется только по необходимости. Для работы
в поле или в дорогу греки надевали шляпу с полями — петатос. Поэтому и
бога Гермеса, посыльного богов, часто изображали в петатосе. Войлочные
колпаки без полей — пилосы — носили ремесленники и моряки. Люди
состоятельные носили налобные повязки и венки. Определенными растениями
в венке обозначался род занятий, общественное положение. Архонт (высшая
выборная должность в Афинах) носил миртовый венок. Отличившемуся воину
полагался оливковый или дубовый венок. Были у древних и венки позора:
на доносчиков и обманщиков надевали венки из аканта. Жрецы носили венки
из растений, посвященных их божеству. Прославленного поэта увенчивали
лавровым венком. Слово «лауреат» произошло от латинского laureatus —
"увенчанный лаврами".В древнем Риме существовал обычай надевать пилосы
на время сатурналий — празднеств в честь бога Сатурна, когда все люди
становились равными. Позднее, в эпоху Римской империи, такие колпаки
носили только ремесленники и крестьяне, но не рабы. Рабу дарили пилос,
когда его отпускали на свободу. Одна из версий происхождения обычая
снимать шляпу в знак приветствия относится к античным временам.
Период средневековья являет нам огромное разнообразие головных
уборов. Универсальным головным убором можно назвать съемный капюшон с
длинным хвостом — шаперон. Его носили все сословия начиная со времен
Меровингов (V в.) и до XVI в. Чем знатнее был человек, тем объемнее
капюшон он носил и тем длиннее делали у него кончик, именуемый шлыком.
Во время траура капюшон, не надвигая на голову, носили за плечами, а
шлык обматывали вокруг шеи. Это был самый распространенный знак скорби
для всех сословий на территории всей Западной Европы.В Западной Европе
XIV–XV вв. вид и форма головного убора указывали на род занятий: берет
носил врач, черную шапочку — богослов и ученый, по бобровой шапке
узнавали нотариуса.
Женщины скрывали волосы под покрывалом или головной повязкой,
охватывавшей голову и подбородок. Незамужние девушки ходили с
распущенными волосами, украшенными цветами и лентами. Тождественный
обычай существовал и в древней Руси, предписывая замужней женщине
прикрывать волосы головным убором или платком (чтобы сила, заключенная
в них, не повредила новому роду). Отсюда произошло выражение
«опростоволоситься», то есть показаться перед людьми с непокрытой
головой. А сорвать с замужней женщины головной убор означало нанести
тяжкое оскорбление ей самой и всей ее семье. Интересно, что на Руси
женщины носили «рогатые» кички, а в Западной Европе одно время были
популярны чепцы с рогами. Разные по внешнему виду, и те и другие
являлись, видимо, отражением древней веры в священную, охранительную
силу рогов.
Со временем мужчины попытались отобрать у женщин законное право на
ношение шляпы.. Наполеон ввел моду на треуголки и сделал их элементом
военной формы, а Павел I и вовсе под страхом ареста запретил женщинам
носить шляпы с круглыми полями - только платки и обычные шапки. Уже
значительно позже ковбои надели шляпу и завернули поля, чем лишили ее
женственной романтики…
В средние века шляпка была поводом для соперничества - женщины
украшали свои головные уборы драгоценными камнями, страусовыми перьями,
обшивали золотыми нитками, и чем больше украшений было на шляпе - тем
лучше, потому что она демонстрировала состоятельность и знатность ее
обладательницы. Ею гордились и восхищались, а шляпных дел мастера не
успевали выполнять заказы, ведь тогда все делалось вручную…
|